Главное меню
- Главная
- Общие сведения
- Пациентам
- Вакцинация
- Информация
- Услуги
- Расписание врачей
- Информационная безопасность
- Сведения о платных медуслугах
- Статьи о здоровье
- Виды помощи
- Нормативные документы
- Анкетирование
- Антикоррупционная политика
- Телемедицина
- Лекарственное обеспечение
- Календарь профилактических прививок
- Перечень аптек
- Организация помощи инвалидам
- Анкета и согласие на вакцинацию
- Облако здоровья
- Центр СПИДа
- Новости
- Обратная связь
- Ссылки
- Профсоюз
- Медиа
Резолюция научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией»
г. Тверь, 10 октября 2016 г.
Участники научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией» - представители исполнительных органов власти субъектов РФ, специалисты в области здравоохранения, образования, культуры, представители гражданского общества и средств массовой информации, считают необходимым активно осуществлять и развивать мероприятия, направленные на снижение потребления табака населением Российской Федерации. Это является важнейшей составляющей действий, направленных на укрепление здоровья населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Заслушав и обсудив доклады представителей органов исполнительной власти, экспертов и ведущих специалистов в области здравоохранения Российской Федерации, представителей науки и общественных организаций, участники конференции констатируют:
- Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был разработан и принят в целях совершенствования Российского законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Эффективность закона доказывается снижением распространенности курения сигарет среди взрослого населения и подростков по данным Росстата и социологических опросов, а также сокращением табачного рынка в Российской Федерации.
- Изучение опыта работы регионов РФ по реализации законодательных актов, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ' показало, что многие субъекты Российской Федерации не в полной мере реализуют свои полномочия в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
- Анализ правоприменительной практики, формирующейся с момента вступления закона в действие, дает основания утверждать, что контрольно-надзорные организации (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и МВД) проявляют недостаточную активность по осуществлению контроля за исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
- В субъектах Российской Федерации необходимо активизировать информационные кампании, раскрывающие населению положения указанного Федерального закона и ответственность за их нарушения.
- Врачебное сообщество, гражданское общество, общественные организации, средства массовой информации должны играть центральную роль в формировании поддержки и обеспечения соблюдения мер антитабачного законодательства.
Участники научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией» выступают в поддержку реализации в субъектах РФ Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об" охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и рекомендуют для эффективного исполнения Закона принять следующие меры:
- Правительству Российской Федерации:
- Системно, непрерывно и последовательно осуществлять меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, не допускать ослабления принятых мер.
-Утвердить Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2025 годы и дальнейшую перспективу.
- Обеспечить исполнение норм Технического регламента Таможенного союза ., на табачную продукцию, в том числе предусмотреть в форме отчета о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах полное раскрытие состава табачных изделий органам здравоохранения государств-членов ЕАЭС, независимо от массы ингредиентов, добавляемых к табаку и нетабачным материалам.
- При разработке Соглашения о гармонизации акцизов на табачную продукцию между государствами-членами ЕАЭС исключить положения, устанавливающие верхний предельный диапазон отклонения от установленной ставки акциза, блокирующий возможность повышения акцизов на табак на национальном уровне.
- Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- Разработать методологию мониторинга и оценки эффективности мероприятий Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:
-разработать единый регламент проверки - методические рекомендации с указанием методологии, индикаторов и критериев оценки результатов проведения мониторинга исполнения указанного закона контрольно-надзорными органами с определением сроков и режима предоставления данных;
■ определить ответственных исполнителей за проведение мониторинга и предоставление информации по каждой позиции мониторинга.
-Разработать и утвердить на территории Российской Федерации порядки и стандарты по оказанию медицинской помощи по отказу от курения в учреждениях здравоохранения различного профиля (первичная медицинская помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь) для различных категорий пациентов с никотиновой зависимостью.
-Проводить ежегодный мониторинг эффективности оказываемой помощи по отказу от курения с широким обсуждением и привлечением специалистов различных медицинских специальностей с целью разработки в ближайшие годы алгоритма эффективного взаимодействия представителей различных медицинских специальностей, государственных структур и организаторов здравоохранения, как в отдельных регионах, так и на Федеральном уровне.
-Внести предложение об обязательном включении в программы обучения студентов медицинских ВУЗов и в программы тематического усовершенствования обучение методам помощи и лечения табачной зависимости.
-Подготовить и направить руководителям лечебно-профилактических учреждений информационное письмо о необходимости стимулирования отказа от курения медицинских работников, о недопустимости потребления табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг.
-Включить вопрос о делегализации табачной продукции в Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016-2020 гг. и дальнейшую перспективу.
- Комитету Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья:
- Рассмотреть вопрос об инициировании и внесении следующих изменений в законодательство Российской Федерации и законодательство ЕАЭС:
■ о внедрении небрендированных потребительских упаковок табачной продукции (простая упаковка);
■ о запрещении курения кальянов в общественных местах;
■ о регулировании оборота электронных систем доставки никотина (электронных сигарет), включая:
- запрет их использования на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где введён запрет курения табака,
- запрет продаж электронных систем доставки никотина (электронных сигарет) несовершеннолетним и использования электронных систем доставки никотина (электронных сигарет) несовершеннолетними,
- Обеспечение системы стандартизации всех форм ЭСДН, а также проверку их качества и безопасности, о Рассмотреть вопрос о повышении акцизов на табачные изделия до уровня стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения - не ниже 6000 рублей на 1000 сигарет или 120 рублей на пачку.
- Не допустить внесения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15- ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака» изменений, предполагающих ослабление мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
- Рассмотреть вопрос о запрете некурительных табачных изделий, включая инновационные продукты, в том числе системы нагревания табака, как несвойственные для потребления гражданам России.
- Ввести административную ответственность за нарушение статьи 8 Федерального закона № 15-ФЗ, устанавливающей правила взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
-Сформировать в каждом субъекте постоянно действующую межведомственную комиссию (координационный совет), задачей которой будет координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
- Наладить механизм эффективного межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
- Организовать проведение всеобъемлющего мониторинга исполнения в субъекте Федерации федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии□ потребления табака».
- Использовать в полном объеме полномочия, указанные в Федеральном законе № 15-ФЗ, в том числе предоставленные пунктом 6 статьи 6 Федерального закона, по принятию дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
-Активизировать работу по разработке и реализации региональных и муниципальных антитабачных программ.
-Разработать и приступить к реализации региональных информационнокоммуникационных стратегий по борьбе против потребления табака.
-Организовать работу и информировать население о работе консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака.
- Провести информационные кампании в региональных средствах массовой информации и на телеканалах с использованием информационных материалов, представленных Минздравом России (видеоролики социальной рекламы, плакаты, аудиозаписи). При этом рекомендовать телеканалам демонстрировать социальную рекламу с 20.00 до 23.00 по местному времени с учетом того, что ее демонстрация должна осуществляться в первую или последнюю очередь в рекламном блоке.
- Организовать информирование населения о работе Консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака (Всероссийская бесплатная телефонная «горячая линия» 8 800 200 0 200).
-Вовлекать в борьбу против курения табака общественные некоммерческие организации, уделяя особое внимание молодежному волонтерскому движению. Активнее привлекать их к проведению информационнокоммуникационных, образовательных, социально-профилактических межведомственных акций. Предусмотреть выделение грантов победителям конкурсов проектов по охране здоровья населения.
- Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
- Повышать квалификацию медицинских работников первичного звена здравоохранения по оказанию медицинской помощи пациентам с никотиновой зависимостью и профилактике курения.
- Повышать активность служб медицинской профилактики в реализации региональных мероприятий и программ борьбы с курением населения.
-Подготовить ведомственные нормативные акты по выполнению запрета курения на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг, осуществлять контроль за их исполнением.
-Повышать активность медицинских учреждений к созданию
профилактической среды в медучреждении, по принципу «медучреждения - свободные от табака».
- Мотивировать медицинских работников к прекращению курения.
- Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов Российской Федерации:
-Обеспечить наиболее эффективное исполнение положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от
воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
- Наиболее полно использовать полномочия по рассмотрению дел о нарушении статьи 16 Федерального закона № 15-ФЗ, в части нарушения запрета стимулирования продажи табака, спонсорства табака.
- Наладить взаимодействие со службами медицинской профилактики регионов, общественными организациями, средствами массовой информации в части исполнения положений Федерального закона № 15-ФЗ.
- Провести проверку точек продаж инновационных табачных изделий (систем нагревания табака) на соответствие требованиям ст. 12, 16 и 19 Федерального закона № 15-ФЗ, а также самих инновационных табачных изделий на соответствие требованиям федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию».
- Территориальным органам МВД Российской Федерации:
- Активизировать деятельность по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака».
- Отработать механизм эффективного взаимодействия с муниципальными органами власти, службами медицинской профилактики, общественными организациями в части исполнения положений Федерального закона № 15-ФЗ
Председатель научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией»
ВРИО Министра здравоохранения Тверской области
Р.В. Курынин